Типография

К Ковнировскому корпусу примыкает здание типографии Киево-Печерской Лавры, которую в 1615 г. основал известный ученый, просветитель, архимандрит Лавры Елисей Плетенецкий. В начале XVII в. он приобрел в г.Стрятине типографию у братьев Балабановых и перевез ее в Киево-Печерскую лавру. Создание ее положило начало книгопечатанью в Киеве. Работала она свыше 300 лет.

Среди первых изданий, сохранившихся до нашего времени, был "Часослов" (1616 г.) – учебник для обучения грамоте и сборник праздничных служб на весь год под названием "Анфологион"(1619 г.). Во второй половине XVII в. лаврской типографией издавалось 120 наименований книг как богословской литературы, так и светского характера. Среди научных изданий большое значение имел первый в славянском мире словарь церковнославянского языка на 7000 слов и имен с переводом и объяснением их -"Лексиконъ славеноросский" Памвы Берынды (1627 г.). В 1635 г. были изданы на польском языке "Патерикон" С.Косова и "Тератургима" А.Кальнофойского. Это была преимущественно литература, направленая против католицизма и унии. К "Тератургиме" были приложены первые планы пещер, а также панорама верхней части монастыря. Эти документы имеют важное значение как источник для изучения истории, архитектуры и топографии Лавры. Выдающимся событием отечественной культуры стало издание на церковнославянском языке "Патерика Печерского" (1661 г.). Большой популярностью пользовался изданный в 1674 г. "Синопсис" Иннокентия Гизеля, рассказывающий об отечественной истории с древних времен до XVII в. До начала XIX в. "Синопсис" переиздавался 30 раз и использовался как школьный учебник.

С целью укрепления православия вокруг лаврской типографии объединились украинские писатели, деятели культуры, ученые-богословы, художники, в частности Елисей Плетенецкий, Памвa Берында, Афанасий Кальнофойский, Петр Могила, Иннокентий Гизель и др.

На протяжении XVII-XVIII вв. деятельность типографии сыграла прогрессивную роль в развитии украинского образования, науки и культуры, в частности книжного искусства, а также в подготовке квалифицированных кадров печатного дела.

Издания Киево-Печерской типографии отмечались высоким полиграфическим и художественным уровнем. Книги имели красивые шрифты, высокохудожественные заставки, страницы часто украшалисьорнаментальными рамками и иллюстрациями. Одним из важнейших элементов художественного оформления книг был титульный лист. Украинские художники украшали его как торжественную арку, которая символизировала вход в книгу – источник знаний. Оправы книг украшались застежками, финифтевыми и черненными медальонами, выполненными киевскими и московскими ювелирами. Над их украшением трудились художники и граверы XVII-ХVIII вв.: Илларион Мигура, Иннокентий Щирский, ДаниилГаляховский, Григорий Левицкий и многие другие.

Издания лаврской типографии распространялись не только в Украине, но за ее пределами. А со второй половины ХІХ ст. типография начала регулярный выпуск каталогов своих изданий. По ним жители не только украинских, а и русских городов имели возможность выписывать необходимые книги. В начале ХХ в. в типографии работало свыше 140 рабочих высокой квалификации и 40 учеников.

Типография представляет большой интерес не только как издательский центр, но и как архитектурное сооружение.

Первое здание типографии было деревянным (1615 г.), со временем кирпичным. После пожара 1718 г. кирпичный первый этаж был восстановлен и расширен, над ним надстроен второй деревянный этаж.

Типография построена на косогоре и достаточно часто находилась по угрозой оползней. В XVIII в. Духовный Собор Лавры заказал военному инженеру Шарлю Паулю де Шардону, укрепить здание и установить на южной стене четыре аркбутана. Они чудесно вписались в архитектурный ансамбль Верхней территории Киево-Печерской лавры. Под ними проходит дорога к Южным пещерным воротам. В 1828 г. с северной и восточной стороны к основному зданию сделали пристройки. Но во время пожара 1849 г. типография снова пострадала. В 1851-1856 гг. ее капитально отремонтировали. С восточной стороны к корпусу пристроили двухэтажное помещение. А каменных дел мастер С.Д.Ковнир украсил типографию барочными фронтонами. Последний раз здание было отреставрировано в 1880 г. академиком архитектуры В.И.Сычуговым.

Здание оформлено в стиле украинского барокко. Фасады расчленены лопатками, полуколоннами, окна нижнего этажа обрамлены наличниками, второго –украшены сандриками. Портал имеет простую квадратную композицию, которая состоит из двух дорических колонн, соединенных вверху карнизом. Западный фасад украшен полуколонками, вдоль него посредине проходит пояс из зеленых керамических розеток. С южной и восточной стороны здание воспринимается как сказочный замок с выступом в видебашни и массивными арками, перекинутыми через спускающуюся вниз улицу, ведущую к пещерам. Живописным уголком в архитектурном ландшафте верхней территории монастыря можно считать восточную часть корпуса типографии с террасой, красивой выгнутой лестницей и чугунным балконом.Т.Г.Шевченко часто посещал типографию и любовался с ее балкона живописным видом на Днепр.

Такой вид типография сохранила и после капитального ремонта в 1954 г. Теперь здесь размещается Музей книги и книгопечатания Украины.

 

 

Twitter icon
Facebook icon
Google icon
StumbleUpon icon
Del.icio.us icon
Digg icon
LinkedIn icon
MySpace icon
Newsvine icon
Pinterest icon
Technorati icon
Yahoo! icon
e-mail icon