Лавра.История

XI - XIV ст.

На протяжении многих столетий возвышается на днепровских склонах удивительный архитектурный ансамбль одной из выдающихся святынь православного мира – Свято-Успенской Киево-Печерской лавры.

Стремительно поднимается в небо Большая лаврская колокольня, золотом играют на солнце купола церквей, радуют сердце древние храмы и монастырские строения. А глубоко под землей расположены таинственные лаврские пещеры, овеянные славой и святостью подвижников печерских.

Возникновение Киево-Печерского монастыря обусловлено политическими, экономическими, социальными и культурными последствиями крещения Киевской Руси в 988-989 гг. Согласно "Повести временных лет", автором которой является монах Печерской обители Нестор, в 1051 г. подвижник Антоний основал в пещере монастырь. Возвратившись в Киев из Святого Афона, Антоний долго ходил по монастырям родной земли, и не найдя для души своей достойного места, решил уединиться в древней пещере неподалеку от княжеского села Берестово. Нестор Летописец пишет: "Пришел он на холм и, возлюбив место это, стал жить здесь, молиться богу".

Аскетический образ жизни прп. Антония прославил его по всей Русской земле. Вокруг него начали собираться единомышленники. Он стал их наставником, духовным отцом.

Когда количество братии достигло 12, прп.Антоний поставил игуменом Варлаама, а сам в 1062 г. переселился на соседний холм и выкопал там новую пещеру. Так возникли пещеры, позднее получившие название Ближние и Дальние.

Вокруг первых подвижников была создана крепкая религиозная община. Когда число братии возросло до 100, князь Изяслав, по просьбе прп. Антония, подарил монахам гору над пещерами, где была построена первая деревянная церковь. Вокруг нее строятся новые кельи, куда переселяется почти вся братия. Фактически здесь создается новый монастырь, а пещеры превращаются в место погребения. В пещерах остается небольшое количество монахов для выполнения обряда погребения и проведения ежедневных литургий. Поскольку раньше монахи жили в пещерах, то и монастырь стал называться Печерским.

Значительным событием для дальнейшего развития монастырской жизни Киевской Руси было принятие игуменом Феодосием Студийского устава, известного своей детальной разработкой богослужебной деятельности и довольно строгими правилами монашеской жизни. Студийский устав регламентировал монашескую жизнь в обители. Со временем его приняли все монастыри Киевской Руси. Поэтому прп. Феодосия считают основателем монашества в Руси-Украине.

Жизнь основателей Киево-Печерского монастыря воспринималась как моральный подвиг. Отречение монахов от мирских соблазнов, их аскетизм вызывали у верующих благоговение не только к инокам, а и к христианству в целом. Это обусловило благосклонность власти к монастырям. Князья и бояре поддерживали монахов, дарили им золото, серебро, землю с крепостными крестьянами, разные угодья.

Огромный вклад внес Печерский монастырь в развитие отечественной культуры. Этому способствовала довольно значительная концентрация в нем просвещенных людей. Еще в ХІ в. здесь зародилось летописание. Первым известным нам летописцем был Илларион (в схиме Никон) – игумен Печерского монастыря (1077-1088 гг.). В стенах Печерской обители жил и творил первый историк нашей страны Нестор Летописец. В 1113 г. он закончил "Повесть временных лет" – первая систематизированная летопись по истории нашей Родины.

Талантливым церковным писателем был прп. Феодосий. Известны его послания, поучения, письма.

В первой половине ХІІІ в. печерские монахи Нестор, Поликарп и Симон создали "Патерик Печерский", который прославлял святых отцов Антония, Феодосия, Никона, Николу Святошу и других подвижников, живописцев, врачей. Кроме того, Патерик содержал много сведений по истории монастыря, о духовной жизни и быте монахов, о строительстве обители. Это своеобразный историко-этнографический документ, охватывающий период с ХІ по ХІІІ вв. Он был напечатан в 1661 г. в типографии Киево-Печерской лавры.

Согласно Студийскому уставу, каждый монах должен был читать рукописные книги, хранящиеся в монастырской библиотеке. Уже в то время монастырь имел значительное книгохранилище, которое позднее пополнилось довольно большим количеством собственных книг князя-монаха Николы Святоши.

В Печерском монастыре в ХІ в. развивалось и изобразительное искусство, ярким представителем которого был монах Алипий. Он стал первым иконописцем Киевской Руси, научившись этому искусству у греков.

Печерская обитель считается также центром медицины Киевской Руси. Известнейшим врачом монастыря был Агапит. Также известные имена врачей Алипия, Дамиана, Григория и др. В монастырь за медицинской помощью обращались даже великие князья. Здесь в начале ХІІ в., на средства правнука Ярослава Мудрого черниговского князя Святослава Давыдовича, была создана первая больница Киевской Руси. На основе этой больницы позднее возник Никольский Больничный монастырь с церквями, больницей и аптекой, который входил в состав Киево-Печерской лавры. Медицина в монастыре развивалась на базе народной врачебной практики, а также использования достижений медицинских знаний зарубежных стран.

Беспокоясь о церковных делах и процветании Печерского монастыря, игумен Феодосий уделял много внимания его внешнему виду, обустройству насельников. В связи с увеличением количества монахов, была значительно расширена территория монастыря, построены новые кельи, обитель обнесена изгородью. В 1073 г. в торжественной обстановке был заложен каменный Успенский собор. В конце 80-х гг. ХІ в., когда было завершено его строительство, авторитет Печерского монастыря был довольно высоким. Духовное влияние обители распространялось далеко за пределы Киева. Печерский монастырь стал также центром подготовки православного духовенства. Многие печерские монахи становились миссионерами и отправлялись проповедовать христианство в те земли, которые еще исповедовали язычество. В начале ХІІІ в. из числа монастырской братии в разные регионы Киевской Руси было назначено около 50 епископов.

Несмотря наразрушения, произошедшие во время нападения на Киев войска половецкого хана Боняка, в обители продолжалось строительство. В 1106-1108 гг. была сооружена Троицкая надвратная церковь. В 1108 г. завершилось строительство каменной трапезной. В конце ХІІ в. вокруг монастыря была возведена каменная стена. Рядом с монастырем, в загородной резиденции князя Владимира в селе Берестовом, в начале ХІІ в. была построена церковь Спаса.

В середине ХІІ в. Киево-Печерский монастырь добился выхода из-под власти Константинопольского патриарха. Сын великого киевского князя Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский в 1159 г. предоставил печерскому монастырю титул "лавра", статус великокняжеской архимандрии и ставропигии.

В 1230 г. монастырские сооружения пострадали от землетрясения.

В 1240 г. Киев был разрушен и ограблен полчищами степных кочевников. Но церковь была освобождена от уплаты постоянной дани Золотой Орде. Неприкосновенными объявлялись церковно-монастырские владения. Эти льготы были законодательно закреплены специальными ярлыками ордынских ханов. Но общее покровительство не гарантировало церкви защиту от насилия и разрушения культовых сооружений. Замерло каменное церковное строительство, прекратилось иконописание, пришли в упадок традиции многих ремесел.

Во второй половине ХІV в. украинские земли попали под власть княжества Литовского, а затем шляхетской Польши. В XVI в. после Люблинской (1569 г.) и Брестской (1596 г.) уний Польша старалась увенчать свое господство над украинским народом путем склонения его к католицизму. Благодаря деятельности архимандритов, поддержке казачества, мещан, крестьян и значительной части украинской православной шляхты Киево-Печерский монастырь - ставропигия Константинопольского патриарха – сохранил родную веру.

Twitter icon
Facebook icon
Google icon
StumbleUpon icon
Del.icio.us icon
Digg icon
LinkedIn icon
MySpace icon
Newsvine icon
Pinterest icon
Technorati icon
Yahoo! icon
e-mail icon