XV – XVIII ст.

Большую роль в сопротивлении политической реформации церкви сыграл печерский архимандрит Никифор Тур (1590-1599 гг.), при нем монастырь подчинился Константинопольскому патриарху и получил подтверждение права ставропигии.

После смерти Никифора Тура, в сентябре 1599 г., братия избрала печерским архимандритом активного защитника православия игумена Пинского Лищинского монастыря Елисея Плетенецкого. Оставаясь на протяжении почти 25 лет Печерским архимандритом, Елисей Плетенецкий много сделал для укрепления авторитета монастыря, расширения его владений и усовершенствования быта и монастырских порядков. Во время его архимандритства был отреставрирован Успенский собор, отремонтирована больница для бедных, начато книгопечатанье в Лавре.

В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография, которая была основана в 1615 г. Вокруг неё группировались выдающиеся общественные деятели, литераторы, ученые и художники-граверы. Среди них – Елисей Плетенецкий, Памва Беринда, Захария Копыстенский, Иов Борецкий, Петр Могила, Афанасий Кальнофойский, Иннокентий Гизель и многие другие. В лаврской типографии увидели мир роскошно оправленные и украшенные гравюрами Жития святых, Евангелия, Акафисты, Псалтыри, буквари, календари, произведения по истории церкви, в том числе "Часослов" (1616 г.), "Тератургима" (1638 г.) Афанасия Кальнофойского, "Требник" (1645 г.) Петра Могилы, "Патерик Печерский" (1661 г.), "Синопсис" (1674 г.) Иннокентия Гизеля. До середины XVIII в. лаврская типография практически не имела конкурентов. Благодаря работе таких граверов как Илья, Л.Тарасевич, Д.Галяховский, А.Козачковский и других, гравюра достигла высокого профессионального уровня, стала широко известным жанром искусства. Издания Киево-Печерской типографии пользовались популярностью не только благодаря полиграфии и иллюстрациям, но и изысканности внешнего оформления.

Важное место в истории монастыря занимает архимандрит, а впоследствии Киевский митрополит Петр Могила. Это был активный церковный деятель, дальнозоркий и мудрый правитель. Одной из главных сфер деятельности Петра Могилы, направленной на укрепление позиций православной церкви, была забота об образовании. В 1631 г. митрополит Петр Могила основал в Киево-Печерской лавре гимназион, в котором наряду с богословием изучались и светские предметы: грамматика, риторика, геометрия, арифметика и др. В 1632 г. для подготовки православного духовенства и светской элиты в Украине, гимназион был объединен с Братской школой на Подоле. Было создано первое высшее учебное заведение в Украине – Киево-Могилянский коллегиум. Митрополит Петр Могила уделял также большое внимание деятельности печерской типографии.

В XVII в., по мере возрождения и укрепления позиций Православной церкви на Украине, становится очевидной необходимость официальной канонизации Печерских святых. В 1619 году архимандрит Киево-Печерского монастыря Захария Копистенський, редактируя к изданию в лаврской типографии Праздничную Минею (Анфологион) поместил наряду со вселенскими и общерусскими святыми имена 24 преподобных Печерских, ранее местночтимых. Святитель Петр Могила, лаврский архимандрит, а затем митрополит Киевский, начал ходатайствовать о получении официального разрешения Константинополя на канонизацию Печерских святых. В 1643 г. в Киеве был составлен "Канон Печерским Святым", который постепенно приобрел статус официального церковного манифеста, провозглашавший чествование украинских угодников и, прежде всего, Печерских черноризцев. Он насчитывает 74 имени, из них 41 принадлежало лаврским святым (39 c Ближних пещер и 2 – c Дальних).

Только в 1762 г. русская церковь провозгласила Печерских святых общерусскими. Формирование современного лаврского пантеона окончательно завершилось во второй половине XVIII в. Пантеон святыз составляет 73 преподобных в Ближних пещерах и 45 - в Дальних.

Во время борьбы украинского народа за национальное освобождение в 1648-1654 гг. Киево-Печерский монастырь неоднократно подвергался нападениям и разрушениям. Неоднозначным было отношение высшего украинского православного духовенства к воссоединению Украины с Россией. Украинских иерархов пугала перспектива потери церковной, экономической и личной независимости. Для высшего православного духовенства, возглавляемого киевским митрополитом Сильвестром Косовым, целесообразнее было оставаться под юрисдикцией Константинопольского патриарха, чем переходить под власть патриарха Московского. Это было одной из причин того, что украинские православные иерархи были против присоединения Украины к России. Сильвестр Косов и печерский архимандрит Иосиф Тризна сначала отказались вместе с киевлянами и монахами присягнуть на верность московскому царю. И лишь под давлением казаков, поддерживающих Переяславский договор, Иосиф Тризна 19 января 1654 г. был вынужден провести акт присяги в Успенском соборе.

После смерти 1656 г. Иосифа Тризны лаврская братия избрала своим архимандритом воспитанника Петра Могилы Иннокентия Гизеля. Он возглавлял монастырь в трудное время (1656-1684), когда его земельные владения опустошали татары, а многочисленные пожары уничтожили значительную часть рукописей и лаврских изданий

Весной 1686 г. в Москве был заключен с Польшей так называемый Вечный мир и взаимный союз против Турции. Тяжелым следствием этого соглашения стало подчинение Московскому патриархату Украинской православной церкви, что на несколько столетий лишило ее самостоятельности.

Стараясь добиться благосклонности украинского духовенства, настроенного против отмены Москвой ее давних прав и привилегий, царское правительство предоставляло самым большим украинским монастырям, в частности и Лавре, жалованные грамоты, средства, земли и имения. Поэтому в конце XVII – начале XVIII веков феодально-крепостное хозяйство Лавры достигло наибольших размеров. К тому времени во владении монастыря было три города, семь местечек, 120 сел и хуторов с 56 тысячами крепостных. В вотчинах монастыря насчитывалось несколько сотен промышленных предприятий и торговых учрежден

В ХVІІ в. в Лавре были проведены большие ремонтно-реставрационные и строительные работы. Архитектурный ансамбль пополнился каменными церквями: святого Николая в Больничном монастыре, над пещерами появились Аннозачатиевская, Рождества Богородицы и Крестовоздвиженская церкви. Тогда же была построена каменная Трапезная палата с церковью. На средства гетмана Ивана Мазепы вокруг Верхней территории Лавры сооружена крепостная стена с четырьмя башнями и тремя воротами, и церковь Всех Святых над Экономическими воротами.

В ночь с 21 на 22 апреля 1718 г. в келье наместника Лавры Варлаама Голенковского возник пожар, который уничтожил все деревянные здания и повредил каменные сооружения. Погибло немало церковных ценностей, пострадали изделия из драгоценных металлов и тканей, лаврская библиотека.

С 1720 г. начались восстановительные работы, которые длились почти полстолетия. В этот период, в украинском искусстве, в частности архитектуре, сложился своеобразный стиль, который получил название украинского барокко. Ему присущи праздничность, пышная декоративность и динамичность. Именно в этом стиле восстанавливаются и украшаются Успенский собор, Троицкая надвратная церковь. Интерьеры Успенского собора и Троицкой надвратной церкви в 30-х годах XVIII в. расписали лучшие лаврские художники – Алимпий Галик, Иван Максимович, Феоктист Павловский, руководил живописными роботами мастер Стефан Лубенский. Принципы, которые легли в основу монументальных росписей этих храмов стали образцом для последующих росписей церквей и монастырей Украины. Изумительные архитектурные памятники, высокохудожественные произведения живописи и декоративно-прикладного искусства выполнены руками таких выдающихся мастеров как Степан Ковнир, Никифор Горох, инженер-строитель В.Новгородцев, зодчие И.Григорович-Барский и Стрембицкий, архитекторы Ф.Васильев, П.Неелов, Й.Шедель и многие другие.

Таким образом, к середине XVIII в. в живописном амфитеатре днепровских склонов сложился архитектурный комплекс Киево-Печерской лавры, который сохранился до нашего времени. При застройке территории был удачно использован естественный ландшафт: на верхнем плато – памятники архитектуры Верхней Лавры, на склоне горы – сооружения Ближних пещер, а на южном холме – архитектурный ансамбль Дальних пещер.

 

Twitter icon
Facebook icon
Google icon
StumbleUpon icon
Del.icio.us icon
Digg icon
LinkedIn icon
MySpace icon
Newsvine icon
Pinterest icon
Technorati icon
Yahoo! icon
e-mail icon