XIX – XXI ст.

В XIX в., как и раньше, Лавра проводила значительные строительные и ремонтно-реставрационные работы. В период реконструкции Печерской крепости, в середине XIX в., вокруг Нижней территории Лавры была сооружена каменная крепостная стена.

В конце ХІХ в. по проекту архитектора В.Николаева построена Трапезная палата и церковь. Под руководством архитектора А.Щусева были расписаны интерьеры церкви и Трапезной палаты.

Обитель проявляла заботу о здоровье монахов и богомольцев. В 1845 г. на территории монастыря была построена двухэтажная больница, а также больница для богомольцев и путешественников, в которых каждый год лечилось свыше 500 больных.

В 1873 г.в Киеве при Церковно-Археологическом обществе был создан первый общедоступный музей города – Церковно-Археологический, уникальная коллекция которого насчитывала более 30 тыс. экспонатов. Целью его создания была защита и собирание церковных древностей, а также изучение церковной истории. По своим организационным принципам музей был учреждением светским, действовал на общественных началах и существовал за счет добровольных пожертвований. Создание этого музея нашло глубокое понимание среди духовенства - от сельских пастырей до настоятелей монастырей и епископата, многие из которых оказывали содействие в пополнении коллекции музея.

Вопрос об организации музея на территории Лавры возникал еще до событий 1917 г. Так, ризница Успенского собора Киево-Печерской лавры издавна была своеобразным закрытым музеем, недоступным для обычных граждан. В основанной митрополитом Флавианом на территории Киево-Печерской лавры Флавиановской библиотеке, кроме коллекции старинных книг, были и другие экспонаты, которые выставлялись в читальных залах. В 1918 г. исполняющий обязанности настоятеля Лавры архимандрит Климент среди других потребностей обители считал необходимым организацию собственного монастырского Церковно-Археологического музея, который мог бы содействовать более правильному сохранению памятников лаврской истории и древности. Для организации музея планировалось создать специальную комиссию во главе с известным церковным историком, исследователем Лавры протоиереем Ф.И.Титовым.

Идея Лаврского музея все же была воплощена в жизнь, но в несколько других формах.

После октябрьских событий 1917 г. в истории Киево-Печерской лавры начались очень трудные времена. Согласно декрету советского правительства "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (23.01.1918 г.) все имущество церковных и религиозных организаций было провозглашено достоянием народа. Начались гонения на церковь со стороны государства и воинствующих атеистов. Духовные и материальные ценности Лавры оказались под угрозой. Только за период с 1919 по 1922 год в Лавре было изъято ценностей на сумму свыше 164 657 руб. золотом.

В начале 20-х годов благодаря энтузиазму лучших представителей творческой интеллигенции на территории Киево-Печерской лавры появляется первый защитник православной святыни. 26 мая 1922 г. на заседании Киевского комитета по охране памятников искусств было принято постановление "Об организации Музея культов и быта". Организаторами его стали известные украинские ученые: Ф.М.Морозов, Ф.И.Шмит, Ф.Л.Эрнст и др. Создание на территории Лавры музея очень существенно усложняло проведение в жизнь поставленного курса на уничтожение обители, ее духовных и художественных ценностей.

После длительных переговоров в "Музей культов и быта" перешла самая ценная часть коллекции Церковно-Археологического музея, над которой в то время нависла реальная угроза уничтожения. Большое количество исторических ценностей, сохранявшихся в ризнице, церквях и других помещениях Киево-Печерской лавры, стало основой этого музея, первым директором которого был назначен губинспектор политпросвета О.Винницкий. Экспозицию разместили в Митрополичьих покоях. 20 января 1923 г. главный хранитель музея Ф.М.Морозов составил первые сведения о "Музее культов и быта в Киево-Печерской лавре". В этом году музей посетили около 1200 человек.

Деятельность Церковно-Археологического музея и "Музея культов и быта" являются неотъемлемой частью предистории Заповедника, их объединяет как направленность на защиту церковных древностей и изучения церковной истории, так и то, что они были основаны благодаря деятельности лучших представителей национальной интеллигенции – церковной и светской.

К 1925 г. киевский "Музей культов и быта" стал одним из ведущих в Украине. Его фонды насчитывали 82 тысячи экспонатов и состояли из восьми отделов: металла, станковой живописи, тканей и шитья, нумизматики, культов, истории Лавры, манускриптов и книгопечатания.

В годы "воинствующего атеизма" в Лавре не было разрушено ни одного здания. Наоборот – создан музейный городок и открыт ряд музеев и выставок. Именно благодаря музею сотни тысяч памятников истории, искусства и культуры сохранились до наших дней. Сохранились - благодаря подвижничеству сотрудников музея, которые вопреки всем режимам, лихолетьям, войнам старались спасти и возвратить из небытия духовное наследие прошлого.

Учитывая большое историко-культурное значение монастырского архитектурного ансамбля и предметов музейной коллекции, 29 сентября 1926 г. ВУЦИК и Совет народных комиссаров УССР приняли постановление "О признании бывшей Киево-Печерской лавры историко-культурным государственным заповедником и преобразование ее во Всеукраинский музейный городок". В соответствии с постановлением в состав заповедника вошли: Музеи культов и быта, нумизматики, староукраинской строительной техники, украинских старожитностей, І Всеукраинская реставрационная мастерская, типография Всеукраинской Академии наук, храмы, крепостные стены, Ближние и Дальние пещеры, колокольни, архивный фонд Киево-Печерской лавры, библиотеки.

На протяжении второй половины 20 - начала 30-х годов музей достиг заслуженной славы большого научного центра. "Оперативный план Лаврского Музея на 1925-1926 гг." является наглядным доказательством высокого уровня музейной и научной работы в Заповеднике того времени и отсутствия в его работе любой заполитизированности. Здесь работали выдающиеся научные работники того времени: К.Мощенко, М.Новицкая, П.Попов, П.Потоцкий, В.Шугаевский, которые издали ряд фундаментальных исследований по истории, литературе, музейному делу, большинство из которых и сегодня не утратили своего научного значения. Сотрудники Заповедника выезжали в научные экспедиции в города России и Украины, вплоть до Кавказа и Сибири.

Культурно-просветительная деятельность на территории Киево-Печерской лавры разворачивалась параллельно с существованием здесь монашеской общины. Однако, в начале 1930 г. монастырь был закрыт. В том же году был закрыт Владимирский и Софийский соборы, которые стали филиалами Заповедника.

Историко-культурный заповедник накануне Второй Мировой войны превратился в крупный научно-просветительский центр. Своими историческими памятниками и музеями он ежегодно привлекал сотни тысяч экскурсантов.

Деятельность сотрудников Заповедника была приостановлена Второй Мировой войной и оккупацией Киева в сентябре 1941 г. Сначала немецкие власти пытались найти поддержку церкви и населения. В 1942 г. на нижней территории Киево-Печерского заповедника возобновил свою деятельность монастырь. Инициатором его возрождения стал бывший архиепископ Херсонский и Таврийский Антоний (князь Давид Абашидзе), бывший монах Киево-Печерской лавры.

С первых дней оккупации Украины немцы начали грабить и вывозить в Германию ценнейшие музейные сокровища, в том числе из коллекции Киево-Печерского заповедника. Перед оккупацией часть экспонатов была эвакуирована в отдаленные от фронта регионы России. Но значительный процент оставшихся музейных экспонатов был либо вывезен в Германию, либо утерян во время войны. Фондовые коллекции Заповедника как единое целое, фактически, прекратили свое существование.

3 ноября 1941 г. был взорван Успенский собор. Огромной силы взрыв вызвал значительное сотрясение грунта, что привело к разрушению зданий вокруг собора и появлению трещин в фундаментах сооружений, а также к повреждению дренажной системы.

В ноябре 1943 г., после освобождения города, Киево-Печерский заповедник возобновил свою деятельность. Началась планомерная работа по восстановлению и реставрации архитектурных памятников, исторических сооружений, уникальных произведений искусства. Постепенно с Урала, Германии начали возвращаться экспонаты (всего 3503 единицы хранения). Основное восстановление фондовой коллекции, ее учет был проведен в 1946-1949 годах. Кроме культовых облачений, из Германии возвратилось свыше двух тысяч икон, портретов. Через Госбанк Украины – свыше 16 тысяч изделий из металла, коллекция нумизматики. Из библиотеки Академии наук Украины были переданы старопечатные книги, гравюры. Кроме того, под руинами Успенского собора было найдено свыше пяти тысяч изделий из драгоценных металлов и свыше двух тысяч изделий из драгоценных тканей.

На протяжении 1960-1980-х гг. Заповедник проводил восстановительные и ремонтно-реставрационные работы. Были также разработаны мероприятия по благоустройству территории. Научно-исследовательскую деятельность было направлено на изучение истории Лавры, ее архитектурного ансамбля и фондовых коллекций. В отреставрированных корпусах расположились постоянные выставки.

В 1970-1990-х гг. Институтом археологии АН Украины на территории Заповедника и в пещерах проводились археологические раскопки, к которым были привлечены и музейные сотрудники. В районе Соборной площади были найдены остатки древнерусской мастерской, в которой изготовляли смальту для мозаик Успенского собора, а также фундаменты первой монастырской трапезной. Охранные раскопки в Ближних пещерах (1978?1979 гг.) были самыми масштабными исследованиями лаврских пещер. Ученые открыли неизвестные проходы, обнаружили большое количество надписей на стенах, фрагменты настенной живописи, а также разнообразный археологический материал.

В июне 1988 г., в связи с празднованием 1000-летия крещения Украины-Руси, Совет Министров Украины принял постановление, согласно которому вновь созданной печерской религиозной общине была передана территория Дальних пещер со всеми зданиями и пещерным лабиринтом. А в 1990 г. к ней была присоединена и территория Ближних пещер. На территории монастыря была открыта Духовная академия и семинария. Этими актами было начато возрождение монастыря Украинской Православной Церкви, с руководством которой ныне налажено плодотворное творческое сотрудничество: открыто ряд совместных благотворительных выставок, проводятся общие ежегодные научные конференции Могилянские чтения, совместными усилиями осуществлен выпуск нескольких изданий.

Киево-Печерская лавра – это выдающийся памятник не только славянской, но и всемирной культуры. Принимая во внимание исключительность архитектурного ансамбля, роль Лавры в развитии отечественной и мировой культуры, науки и образования, 14 сессия международного комитета ЮНЕСКО в 1990 г. внесла Киево-Печерскую лавру в "Список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО".

Историко-культурный заповедник, созданный в 1926 г., обеспечил охрану и реставрацию художественных национальных ценностей, архитектурного комплекса Киево-Печерской лавры. Он является уникальным и одним из самых больших музейных комплексов Восточной Европы. Указом Президента Украины от 13 марта 1996 г., учитывая значение Заповедника как уникального культурного и научного учреждения, ему предоставлен статус Национального.

Сегодня Заповедник – крупнейший музейный комплекс Украины, занимающий территорию 23,36 га, где сосредоточено 144 памятника недвижимого культурного наследия. Среди них – 2 уникальных подземных комплекса, храмы, памятники архитектуры XI-XIX вв., выставочные помещения.

Продолжая просветительские традиции Лавры, коллектив Заповедника занимается научно-исследовательской, экспозиционной, научно-просветительской деятельностью. В последнее время создан ряд новых выставок, постоянно действует лекторий, издаются книги и каталоги выставок, ежегодно в Заповеднике собираются научные сотрудники из Украины и других стран на научно-практическую конференцию "Могилянские чтения".

Заповедник является крупным туристическим центром, который ежегодно посещает сотни тысяч туристов из разных стран мира.

На постоянно действующих и периодических выставках экспонируются замечательные изделия из драгоценных металлов, культовое шитье, богатая коллекция икон. Экспозиции обновляются благодаря фондовой коллекции музея, которая насчитывает свыше 70 тысяч единиц хранения. Регулярно ведется информирование широких кругов общественности о деятельности музея средствами масс-медиа, выходят в свет сборники научных работ "Лаврский альманах" и "Могилянские чтения". Действует разветвленная система музейного сервиса.

Указом Президента Украины от 9 ноября 1995 г. к 2000-летию Рождества Христова был восстановлен Успенский собор. В августе 2000 г. состоялось его освящение.

Основные направления деятельности Национального Киево-Печерского заповедника – сохранение и популяризация культурного наследия. Они направлены на охрану и передачу достижений прошлого грядущим поколением.

Ансамбль Киево-Печерской лавры – это своеобразный музей форм и стилей, в котором представлены лучшие образцы национальной архитектуры. Каждое здание имеет свой художественный образ. Благодаря работе талантливых архитекторов и строителей возник один из величайших монастырских комплексов – Киево-Печерская лавра. Более 950 лет ее история неразрывно связана с историей, жизнью и культурой украинского народа.

 

Также на территории размещены музеи: Музей книги и книгопечатания Украины, Музей украинского народного декоративного искусства, Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины, Музей исторических драгоценностей Украины.

Twitter icon
Facebook icon
Google icon
StumbleUpon icon
Del.icio.us icon
Digg icon
LinkedIn icon
MySpace icon
Newsvine icon
Pinterest icon
Technorati icon
Yahoo! icon
e-mail icon