Росписи Успенского собора

В 1722-1729 годах Успенский собор был перестроен и заново украшен. Стены собора были оштукатурены и расписаны. Росписи выполнялись художниками лаврской иконописной мастерской, которую возглавлял сначала Иван Максимович, а позже Феоктист Павловский. Незначительную часть предшествующих сюжетов сохранили, другие изменили или дополнили.

В 1772-1776 гг. под руководством Захария Голубовского настенные росписи почти полностью переписали. Работы выполняли иконописцы и наиболее одаренные ученики лаврской иконописной мастерской. Продолжил эти работы в 1843 г. академик Ф.Солнцев.

В 1893 г. собор был заново расписан группой художников под руководством профессора Императорской Академии искусств В.Верещагина. Окончательный вариант проекта росписей был утвержден русским императором Александром ІІ. Роботы были закончены в 1901 г. В настоящее время предприняты попытки росписи на хорах восстановленного Успенского собора.

Внешний вид собора и его внутреннее убранство создали единый ансамбль, в котором отразились черты, присущие стилю украинского барокко – пышность, динамизм, сочность красок. Золото куполов соперничало с тусклым блеском литургийной утвари, изготовленной из драгоценных металлов и украшенной драгоценными камнями, и все это придавало торжественность церковным службам.

Потиры, кресты, дарохранительницы, облачения духовенства имели большую художественную и историческую ценность. Они сохранялись в специальном хранилище –лаврской ризнице, которая находилась в юго-западной части собора. Там были собраны действительно сказочные сокровища, которые дарили монастырю на протяжении многих столетий. Но, к сожалению, часть вещей из ризницы была конфискована в 1922 г., а остальные – исчезли во время фашистской оккупации Киева.

Twitter icon
Facebook icon
Google icon
StumbleUpon icon
Del.icio.us icon
Digg icon
LinkedIn icon
MySpace icon
Newsvine icon
Pinterest icon
Technorati icon
Yahoo! icon
e-mail icon